?

Log in

No account? Create an account

demokratiya_ru


Те, кто за демократию в России


Previous Entry Share Next Entry
Политические инновациии. Как они могут выглядеть?
ab actu ad potentiam
vladimirpopov wrote in demokratiya_ru
    Известно, что действующие политические партии получают государственное финансирование по результатам выборов в Госдуму и президента РФ. Условием финансирования является получение не менее 3% голосов за партию или её кандидата на выборах президента от всех избирателей, принявших участие в голосовании. Сумма средств поддержки складывается из расчета 20 рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных партией на выборах в Госдуму или её кандидатом на президентских выборах. Государственное финансирование партий - практика, свойственная не только России, но и многим развитым странам. В чём же здесь вопрос?
     Как было мной сказано вчера, главная проблема устройства избирательной системы РФ состоит в том, что в ней заложены труднопроходимые барьеры на пути реализации конституционного права граждан выдвигаться и быть избранными (статья 32, часть 2 Конституции РФ). Право есть, но осуществить крайне трудно без участия опосредствующих структур. Для этого, по действующему законодательству РФ, гражданину, если он собирается выдвинуться в Госдуму, нужно вступить в одну из зарегистрированных Минюстом РФ политических партий и внутри этой партии добиться своего выдвижения. Такая практика сложилась недавно, после того, как с подачи партии Единая Россия (ЕР) было произведено изменение избирательной системы РФ. До выборов 2007 года в Госдуму была смешанная система (можно было выдвигаться и идти по списку партии, а можно было выдвигаться самостоятельно по одномандатному округу), теперь система стала пропорциональной (можно выдвигаться только по списку партии). Очевидно, что пропорциональная система оказалась в кровных интересах четырех парламентских партий (и нескольких ещё зарегистрированных). С учётом ещё того, что где-то начиная с 2002 года Минюст РФ перестал регистрировать новые политические партии, неугодные Кремлю. Такая логика развития политической системы привела к тому, что в политическом пространстве России возникла олигополия из нескольких партий.
     Что означает эта олигополия? Фактически, антиконституционный сговор верхушек бюрократий этих партий, направленный на то, чтобы полностью взять под свой контроль весь избирательный процесс. Одним из следствий этого сговора является также то, что только эти партии в условиях олигополии могут претендовать на государственную поддержку, т.е. финансирование из бюджета. На лицо мы имеем циничное попрание народовластия, которое подменили собой эти партии. Несменяемые верхушки бюрократий этих структур (одни и те же лица в Госдуме) меняют нормы избирательного законодательства исключительно в своих интересах. Отменили порог явки, графу бюллетеня "против всех", т.е. создали такие нормативные условия, что они при любых обстоятельствах переизбираются. Более того, они как раз заинтересованы в том, что участие граждан в выборах снижалось. Чтобы на выборы приходила только та небольшая доля граждан, кто за них голосует. Ведь не секрет, что электорат ЕР, имеющей контрольный пакет в Госдуме, составляет всего 17-18% от всех граждан, обладающих правом голоса. И эта партия, которая практически монопольно навязывает стране нормотворчество и имеет такую слабую электоральную опору!
     Что же делать? Одним из вариантов - я подчеркиваю, "одним из" - может быть требование реформирования системы государственной поддержки партий. Если я не ошибусь, первым интересную новацию такого рода реформирования предложил американский политолог Филлип Шмиттер. Суть состоит в том, чтобы законодательно передать право поддержки политических партий и общественных движений на усмотрение самих граждан. Предположим, закрепляется такая норма, что 0,3% подоходного налога, который граждане платят в госбюджет, они могут направить на поддержку тех партий или общественно-политических движений, имеющих общероссийский статус, которые они считают нужными поддержать. Если они не считают нужными такую поддержку, они могут от неё воздержаться. Но обязательным сопутствующим требованием должно быть прекращение противозаконной практики Минюста РФ в поголовном отказе в регистрации партий и общественно-политических движений. Плюс возврат к смешанной системе выборов. 
     Я уверен, что реализация этих требований устранит порочную олигополию четырех парламентских партий. Приведет к реальной конкуренции за общественную поддержку. А также активизирует политическое сознание граждан, которые уже давно впали в апатию, очень опасную для будущего России.